МБДОУ "Детский сад №23"

Почему важно развивать мелкую моторику рук?

Истоки способностей и дарований

 детей находятся на кончиках их пальцев.

В.А.Сухомлинский 

В настоящее время наблюдается увеличение числа детей, имеющих нарушения в речевом развитии. Уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Это связано с тем, что речевой центр в коре головного мозга и центр, отвечающий за мелкую моторику, находятся очень близко друг к другу. Рука  в процессе формирования  созревает раньше и как бы «тянет» за собой развитие речи, а вместе с ней  и интеллект. Поэтому с самого раннего возраста необходимо развивать маленькие пальчики. Ежедневный массаж ладошек с растиранием каждого пальчика, гимнастика, игры с пазлами, мозаикой, кубиками растормаживают нервные клетки речевого центра и побуждают их к работе. Для достижения желаемого эффекта работу по развитию тонкой моторики необходимо сделать систематической. Традиционно пальчиковая гимнастика проводится в сочетании движений с речью. Сочетание движений пальцев с речевым сопровождением в стихотворной форме обладает рядом преимуществ: речь ритмизуется, делается более громкой, четкой и эмоциональной, наличие рифмы позитивно влияет на слуховое восприятие. В ходе таких занятий детям предлагается «конструировать» из пальцев различные объекты и предметы. Дети изображают зайцев, собак, птиц и многое другое. Такая необычная игровая деятельность у детей вызывает ярко выраженный интерес и позитивный эмоциональный настрой, что позволяет предельно максимально мобилизовать внимание. Желание детей быстро и точно воспроизвести нужную комбинацию стимулирует процесс запоминания. Итак, развитие и совершенствование тонкой моторики позволяет: опосредованно стимулировать деятельность речевых зон коры головного мозга, совершенствовать внимание и память – психические процессы, тесно связанные с речью, а также облегчить будущим школьникам освоение письма.

Основные пути развития и совершенствования тонкой моторики:

1.Ежедневная пальчиковая гимнастика:

а) упражнения выполняются стоя, но меняется исходное положение  рук (перед собой, в стороны, вверх);
б) специальное упражнение на столе (выполняется сидя).

2. Теневой, пальчиковый театр.

3. Упражнения в обводке контуров предметов, рисование по трафаретам, по клеткам (зрительные и слуховые диктанты), закрашивание контурных предметов ровными линиями и точками, штриховка вертикальная, горизонтальная, наклонная, рисование “петелькой” и “штрихом” (упражнение выполняется только карандашом).

4. Работа с ножницами: разрезание листа бумаги на части по образцу, по инструкции, вырезывание знакомых геометрических фигур (мячик, дом и т. п.) по контуру и без него.

5. Рисование несложных геометрических фигур, предметов, букв в воздухе и на столе ведущей рукой, затем другой рукой и обеими руками вместе; поочерёдное рисование каждым пальцем одной, затем другой руки.

  1. Работа с пластилином (лепка).
  2. Печатание букв в тетради.
  3. Конструирование и работа с мозаикой.
  4. Выкладывание фигур из спичек (палочек).
  5. Освоение ремёсел (шитьё, вышивание, вязание, плетение, работа с бисером и пр.).
  6. Массаж и самомассаж рук.

Итак, развитие и совершенствование тонкой моторики позволяет:

  1. Регулярно опосредованно стимулировать действие речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на развитии речи детей.
  2. Совершенствовать внимание и память – психические процессы, тесно связанные с речью.
  3. Облегчить будущим школьникам освоение навыков письма.

Материал подготовила для вас
Голубева Виктория Сергеевна

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *