МБДОУ "Детский сад №23"

Ознакомление детей с правами человека

«Сегодня, когда я защищаю 27 млн. детей я вижу,
как мало среди них счастливых»

П. Астахов.

Многим взрослым трудно понять и принять, что ребенок  – равноправный с ними человек, имеющий право на собственные поступки и мнения. Его право, как и право любого человека, нужно уважать и не нарушать.

Родителям надлежит быть грамотными в этой области и делиться своими знаниями. Именно они вносят в сознание ребенка образы мира, дружбы, сотрудничества, терпимости и доброты, делают самое важное дело – закладывают фундамент нового миролюбивого и сознательного поколения – людей будущего.

Зачастую права ребенка нарушаются самыми близкими и дорогими людьми. Жестокое обращение с детьми – это не только побои, это унижение, издевательства, различные формы пренебрежения, ранящие детскую душу. Жестокое обращение с детьми формирует людей не умеющих создать семью, быть хорошими родителями.

Воспитывая у ребенка чувство собственного достоинства, мы должны развивать не только нравственные качества, но и  представления о правах и  свободах человека. А если мы учим уважать  других людей, необходимо научить воспринимать другого как равного себе, сформировать с опыт такого поведения, которое не ущемляет чужие права, а наоборот, учитывает общие интересы.

Дети 5-7 лет осваивают элементарные нормы, которые они сами могут реализовать или почувствовать реализацию этих норм со стороны других людей ( право на имя, право на труд и т.п)

Для объяснения сущности прав человека можно использовать литературные про­изведения различных жанров: стихи, рассказы, были («Посидим в тишине» Е. Благининой, «Рассказ о неизвестном герое» С. Маршака, «Филипок»  Толстого и др.). Можно ис­пользовать сказки, но только те, которые спе­циально созданы для ознакомления с права­ми человека, как, например, приключения Маленького Человека из книги «Декларация прав человека в пересказе для детей и взрос­лых» А. Усачева; цикл про девочку по имени Светик («Как Светик получила свою фамилию и имя», «Как Светик росла» и др. из книги «Пра­ва детей в сказках, рисунках и вопросах» А. Ло­патиной и М. Скребцовой).

 Литературное произведение является основой или стимулом для организации познавательных и этических бесед с детьми. Дети включаются в обсуждение ситуаций, основанных на их личном опыте, учатся рассуждать, доказывать свою точку зрения. Такие беседы находят эмоциональный отклик в душе ребенка, умение анализировать, отмечать нарушения в правах на примере литературных произведений.

 Наглядный материал (картинки с пояснениями ситуаций и поступков из жизни) облегчает детям восприятие событий, явлений или норм, которых не было в личном опыте и они не могут непосредственно вспомнить.

Зрительный образ способствует усвоению абстрактных понятий (право на жизнь, право заниматься искусством и участвовать в творческой жизни, право на чистоту окружающей среды). В правоотношения, для реализации прав и обязанностей, вступают человек, соблюдающий и уважающий свои права и права других людей.

Используя литературные произведения, следует задуматься об адекватности, иллюстраций, сопровождающих текст. Картинки должны быть сюжетными, правильно раскрывать суть права или обязанности, изображены на них должны быть люди – взрослые и дети.

Они позволяют не только проиллюстрировать статьи Конвенции, но и придать каждому праву личностный смысл, помогут осознать важность прав и обязанностей детей и предоставить возможность применить полученные знания в жизни.

Когда у детей уже сформировались представления о правах и обязанностях, они охотно используют знания в сюжетно – ролевых и театрализованных играх.

Потенциал развития ребенка в области правового развития значительно выше, чем принято считать. Уже в таком возрасте можно существенно активизировать интересы в области прав ребенка, способствовать воспитанию уверенности в себе, развитию доброжелательного отношения у своим родным, близким и окружающим людям.

Важный элемент правового воспитания дошкольника – укрепление семейных связей, поскольку эмоциональное благополучие ребенка в основном зависит от отношений между членами семьи.

Свои права ребенок отражает в сюжетно ролевых играх:

Позволяйте детям шутить и смеяться,
Шалить и фантазировать,
Наряжаться и подражать.
Добавьте свою заинтересованность,
И внимание и понимание,
Чувство юмора, эмоции и душевность.
Научитесь строить свое отношение с ребенком так,
чтобы он чувствовал себя открытой и жизнерадостной личностью
осознающей свое достоинство,
легко и с удовольствием решал сложные вопросы по правам и обязанностям ребенка в обществе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *