МБДОУ "Детский сад №23"

2017 год объявлен Годом экологии

С 2008 года в России каждый год посвящается актуальной теме, к которой нужно привлечь внимание общественности.

2017 год объявлен Годом экологии. В соответствии с указом президента РФ в России будут проводиться мероприятия, нацеленные на привлечение внимания общества к вопросам экологического развития Российской федерации, сохранения биологического разнообразия и обеспечения экологической безопасности.

  В нашей стране на протяжении многих лет отношение к природе определялось словами И.В. Мичурина: «Мы не можем ждать милостей от природы, взять их у нее – наша задача». И не­сколько поколений, выросших под этим лозунгом, всеми силами стре­мились взять у природы как можно больше, не задумываясь о сред­ствах, способах и последствиях своих деяний. Осуществлялся раз­вернутый план активного пре­образования природы. Обиход­ными стали слова «наступление на природу», «покорение природы», отражающие моральные нормы отношения к ней в те времена. Человек, увлеченный своим царственным положением в природном мире, легкомысленно забывал, что, он сын Земли, дитя Природы.

На сегодняшний день «хозяйская» деятельность человека привела к тому, что на территории нашей стра­ны опасность исчезновения грозит каждому десятому виду птиц, пято­му виду млекопитающих (около 6о видов), четвертому виду земновод­ных и пресмыкающихся. И на смену словам Мичурина приходит другой лозунг: «Мы не можем ждать мило­сти от природы, мы у нее слишком много взяли» (А.А. Горелов).

В работе с детьми необходимо придер­живаться комплексного подхода, когда учи­тываются все три составляющие экологической культуры.

Экологическая культура включает в себя:

  • экологическое сознание (знания и пред­ставления о природе);
  • экологическую этику (нормы и правила взаимоотношений с природой);
  • экологическую эстетику (красота при­роды).

Мы являемся участ­никами формирования нового, более бережного отношения к природе. Этот сложный и долгий процесс включа­ет в себя большой круг проблем и во­просов, которые нам необходимо ре­шить во что бы то ни стало. В число наиболее актуальных попадает про­блема формирования эмоциональ­ного, бережного, созидательного отношения к природе как у взрослых, так и у детей

Сложно менять уже сформиро­вавшиеся взгляды и привычки взрослых людей. Но мы в ответе за тех, кто рядом с нами, – за наших де­тей. Вступая в огромный, непро­стой, многообразный, удивитель­ный мир, сталкиваясь с новыми, не­обычными, разнообразными явле­ниями, событиями, объектами,  дети не знают, как к этому всему отно­ситься. Отношению к миру и к при­роде дети учатся у нас, взрослых. Мы для них образец для подражания. И прав Б. Бегак, говоря, что «… бессердечие ре­бенка – зеркало жестокости взрослых».

Воспитывая ребенка как гуманного, ра­зумного человека, необходимо привить ему доброе отношение не только к окружаю­щим людям, но и к другим жителям нашей планеты – животным, растениям.

Умственному развитию способствует не только содержание, но и педагогические формы работы с детьми:

  • циклы наблюдений в природе – совер­шенствуют восприятие, умения сравнивать, со­относить;
  • работа с календарями природы – их за­полнение, затем рассматривание и обсужде­ние – развивает наглядно-схематическое мыш­ление, способность к использованию симво­лики, способность сопоставлять явления и делать выводы;
  • образовательная деятельность на заня­тиях – ведет к пониманию закономерностей природы, развивает обобщающую функцию мышления.  Исследования эколого-эстетической направленности предполагают форми­рование экологической культуры дошколь­ников на основе восприятия красоты приро­ды. Следует иметь в виду, что красота живой природы – это экологический феномен: кра­сивыми являются объекты, находящиеся в экологически полноценных условиях жизни, в которых они хорошо себя чувствуют, про­являют свою приспособленность, жизненную силу. То есть художественно-эстетическое раз­витие имеет глубинную связь с экологиче­ским воспитанием – его хорошая постановка обеспечивает взаимно обогащенное развитие личности ребенка.

Есть направления в экологическом воспи­тании мало или совсем не исследованные, но имеющие большое значение для становления личности дошкольника:

. • эколого-экономическое – формирование уже в детском возрасте понимания необхо­димости экономного расходования чистой воды, чистой бумаги, электричества, бережно­го, хозяйственного отношения к своему дому, предметам, изготовленным из дерева (дере­вянным игрушкам, мебели, книгам);

  • эколого-краеведческое (патриотическая направленность) – познание природы и до­стопримечательностей места проживания, привитие любви к малой Родине;
  • эколого-этическое – воспитание благого­вения перед жизнью, развитие способности со­чувствия и сопереживания живому.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *