Вот и подрос Ваш малыш, стал взрослее, любознательнее, его жизненный опыт обогатился, он сделался самостоятельнее. Но ваш авторитет ничуть не уменьшился. Так что вы остаётесь для него верным помощником в воспитании культурного поведения на улице и в общественном транспорте. Зная индивидуальные черты своего ребёнка ( анатомию, физиологию, нервную систему, интеллект, темперамент), продолжайте помогать ему постигать науку уважения на улице: настойчиво, но не навязчиво, систематически и терпеливо.
Воспитывайте у ребёнка привычку быть внимательным на улице, осторожным и осмотрительным.
На прогулке, по дороге в детский сад и домой закрепляйте знания о поведении на улице, полученные ранее из разговоров с Вами, из книг. Чаще задавайте ему проблемные вопросы – Увидите, например, что один пешеход пошел через дорогу на красный свет, когда не было машин, а другой – ждал зеленого сигнала, спросите у ребенка, кто был прав, а кто – нет, при переходе через дорогу и почему? Беседуйте с ним, обращайте внимание на свои действия ( почему вы остановились перед переходом, почему именно в этом месте и т. д.) Можете воспользоваться вот такими картинками: спросите, разглядывая эту картинку, кто из детей правильно переходит через дорогу, а кто – нет. Попросите детей объяснить – почему (правильно – № 3, 5, 6, остальные – неправильно).
Ваш ребёнок уже знает и должен строго выполнять определённые правила.
- Ходить по тротуару следует с правой стороны.
- Прежде чем перейти дорогу, надо убедиться, что транспорта нет, посмотрев налево и направо, затем можно двигаться, предварительно посмотрев в обе стороны.
- Переходить дорогу полагается только шагом
- Необходимо подчиняться сигналу светофора.
- В транспорте вести себя спокойно, разговаривать тихо, держаться за руку взрослого (и поручень), чтобы не упасть.
- Нельзя высовываться из окна автобуса или другого транспорта, высовывать в окно руки. Входить в транспорт и выходить из него можно , только когда он стоит.
- Играть можно только во дворе.
Наблюдайте за ситуациями на улице, дороге, во дворе, за пешеходами, за транспортом и обязательно обсуждайте увиденное с ребёнком. Выучите с ним правила в стихах и проговаривайте их. Детям это нравится. В любом случае, Ваш интерес и не равнодушное отношение к правилам поведения на улице помогут ребенку получить новые знания и опыт.
Непослушный пешеход
Через лес бежит дорога,
Светофор моргает строго.
К переходу все спешат:
От лосей и до мышат.
Иногда через дорогу
Пешеходов очень много
Скачет, ходит, пролетает,
Пробегает, проползает.
Мама ежика учила,
Мама пальчиком грозила:
– Помни правила, малыш!
Если красный свет – стоишь!
Если желтый – просто жди,
На зеленый – проходи!
Непослушный пешеход
Сделал все наоборот!
Ежик очень торопился
И клубочком покатился
Прямиком на красный свет!
Можно так? Конечно, нет!
Завизжали тормоза,
И зажмурил еж глаза.
Старый толстый самосвал,
Забибикал, зарычал:
– Еле я остановился,
Чуть с дороги не свалился!
Что, не знаешь правил ты?!
Ну-ка быстро марш в кусты!
Дам тебе я, еж, совет:
Не ходи на красный свет!
Еж тихонько пропыхтел:
– Извините, не хотел.
Рассказал нам светофор:
Еж исправился с тех пор.
Лучше всех порядок знает,
Ничего не нарушает!